Главная страница - Новости

на главную страницу

ОТЧЕТ

о двухнедельных водных путешествиях по озеру Селигер,

проходивших с 11 июля по 6 августа 2006 года.

Успешно завершены походы по Селигеру! Все состоялось в намеченные сроки. Подводя итоги, сразу спешим сообщить, что в соответствии с основным принципом туризма назад вернулись все участники и максимум снаряжения. Ура!

11 июля приехала довольно большая группа туристов. Были люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Королева и даже Ханты-Мансийска. После недолгого обсуждения решили не разделяться и отправились в плавание дружным коллективом в количестве 36 человек, из коих 10 детей. Погода нам досталась переменчивая: были и солнце, и дождь, и жара, и ветер. Гребля  в шторм против волн со временем стала даже доставлять удовольствие. Загадочный селигерский климат не сломил нашего боевого духа, зато добавил аппетита, а с кухней, кстати, все было СУПЕР!!! Наша шеф-повар Гали, ставшая уже знаменитостью, снова и снова удивляла обилием и разнообразием всякой съедобной всячины.

Просто удивительно, как в походных условиях можно создавать такие шедевры кулинарного искусства. Пончики, блинчики, всякие там пловы и супы харчо…  Мы и слов-то некоторых не знаем, не говоря уже о приготовить что-то там… приблизительно… В общем, это все в общем.  А дело было так. Тридцать три богатыря не выходили из воды. Они приезжали прямо из Москвы, вечно пьяные «в дрова» и не прочь помахаться с кем-нибудь палицей. То есть веслом. Или топором… Нет, это слишком … Да и рассказ наш будет чуть-чуть про другое.

В сумраке автомобиль с прицепом движется очень медленно. МКАД… МКАД… МКАД…  МКАД… МКАД…  МКАД… МКАД……….

Трасса Е95 Е105 М10…. трасса А111…   Тверская область, Осташковский район… Озеро Селигер.

Здравствуй, Селигер! Это опять мы.  Доехали. Живы. Рады видеть тебя. Ура!

Если вдруг кто-то не знает, мы – инструктора водных походов, Лена и Олег (первая может быть более известна как Пусец, в хорошем смысле этого слова).

В результате весенней рекламной кампании у нас набралась довольно большая команда желающих вместе с нами пожить в селигерских лесах и поплавать в селигерских волнах. К приему большой команды мы, как всегда, подготовились: подкупили новые палатки, собственноручно изготовили Великую Решетку для барбекю  (или гран-барбекюшницу), привезли с собой целый набор отличных топоров и колун, а также все, что можно при помощи топора, колуна и разгоревшегося, благодаря им, пламени костра приготовить.  А еще у меня (в смысле, у Лены, которая как раз-то  и есть  автор текста) появился собственный корабль – байдарка «Ладога». И первый же короткий заплыв породил ощущение, которое не покидало меня весь поход: «так вот оно, с-ч-а-с-т-ь-е!»

Наступил долгожданный день заезда. Мы в Осташкове с самого утра. Нужно кое-что докупить, проконтролировать подачу автобуса. В это время Гали на базе готовит обед (и это правильно, ведь туристы на нервной почве могут захотеть есть. Ну, понятно, дорога, и завезли куда-то не ясно куда J).

Встреча туристов прошла успешно. Еще утром они не были знакомы ни с нами, ни друг с другом, а к вечеру на базе все уже стали как родные. Обед у костра, посиделки в беседке на берегу, вечернее купание – все это, как известно, очень сближает.

Когда  стемнело, под куполом звездного неба зазвучали незабываемые мелодии в исполнении барда Михаила Новикова. (Ничего, что я так пафосно? Ну, это я, типа, прикалываюсь.)  Миша стал на Селигере настоящей знаменитостью. В этом году он решил украсить наш поход своим присутствием, и ему это удалось. Каждый вечер у костра  звучали  любимые походные песни, а также новые вещи с Мишиного диска «Надписи на акварелях».  Когда же  народ хотел максимально «оторваться», Мишу сменял Вадим, и  у всех появлялась возможность громко и уверенно заявить о глубине своей творческой натуры (от души поорать, то есть). Только не подумайте, что с Мишей скучно. Чего стоят в его исполнении «Деревянная голова», «Тюбик», «То ли девочка, а то ли комбайн»! Он, конечно, серьезный музыкант, но тоже с чувством юмора. Между прочим, он еще и на флейте играет!

Наша первая стоянка была на Орловой Луке.

Место очень красивое. Разноцветный мох, клевер, вереск, вокруг странные сосны необыкновенной ветвистости. Ну, у кого еще нет такой фотографии?  Кто еще не лазил на это славное дерево?

Орлова Лука хороша еще тем, что для стоянок там ну о-очень много места, и волейбольная площадка есть. Правда, начали мы не с волейбола, а с бумеранга. Дети затеяли игру с этим коварным предметом, и он почти сразу улетел на самую верхушку сосны. Надо сказать, что на Орловой Луке чаще встречаются сосны ветвистые и невысокие, однако бумеранг выбрал прямую и длинную. Стали мы взывать к ветру. Ветра не было.  (Потом выяснилось, что ветер нас слышал и не приходил лишь потому, что собирался с силами. И когда собрался, его сил хватило на весь наш поход). Ближе к вечеру, когда жара немного спала, мы всей группой отправились на прогулку к Белому озеру и на родник. Туристы прошли боевое крещение в виде изнурительных четырех  километров по лесным тропам и преодолели четыре  брода (через Копанку и протоку на Белое, а потом то же самое в обратном порядке). По дороге стали постепенно привыкать к подножному корму – чернике и землянике. Грибов пока не видно. Искупались на Белом, ну, в общем, все как положено.

День следующий. Погода опять жаркая, и по известной примете, еще денек - другой такая продержится (примечание: примета гласит, что будет тепло, если туристка Юля Берляева на ночь не уходит в палатку, а спит  на земле у костра).

В этот день у нас экскурсия на Нилову Пустынь. Осмотрели территорию,  зашли в храм (или во храм, а?), поднялись на колокольню. Я решила обратиться к священнику с просьбой рассказать нам о житии Преподобного Нила, о чудесах, крюках и дубовом вершии (короче говоря, о том, что обычно рассказываю я).  Подозревая, что  не все так просто, я предварительно получила совет от знающих людей о том, как змеей заползти в чистую душу монаха и заставить его посвятить 40 минут своего драгоценного времени нам, мирским и недостойным, небритым, лохматым, курящим и пьющим. А все очень просто. Надо принять скорбный вид и максимально бомжовый облик, подойти к братской трапезной и дождаться, когда желаемый брат выйдет после трапезы, дабы вернуться к  делам своим. Тут его надо брать. Сначала необходимо произнести несколько самоуничижительных реплик о том, что мы недостойные, религиозно  безграмотные грешники, живущие в лесу, пьющие водку, но сегодня мечтающие лишь об одном – услышать рассказ о житии и чудесах Преподобного Нила Столбенского.

Короче. Лекцию мы услышали. Монах в черных одеждах, развевающихся на ветру, в течение как раз 40 минут рассказывал нам о Ниле и о судьбе монастыря Нилова Пустынь. Это было немного утомительно, так как приходилось напряженно прислушиваться к очень тихому голосу его. Ну так это и правильно, не развлекаться же пришли, не на дискотеке, в самом деле…

На другой день переход. Собирались прорваться на Щучье озеро, но так как вода на Селигере в этом году низкая, протока совсем обмелела, и мы не прошли, к тому же обнаружились завалы. Пришлось искать другую стоянку. Конечно же, она нашлась. Замечательный высокий берег недалеко от протоки, рядом таинственное внутреннее озеро, абсолютно дикое, а также море черники и какие-то совершенно гигантские муравьи (они почти не кусаются, то есть почти не больно). С этой стоянки мы уже пешком сходили на экскурсию к Щучьему озеру.

А впереди нас ожидал переход на северный мыс острова Хачин. Пришлось преодолевать весь Кравотынский плес  при встречном ветре (а бывает другой?). Волна такая поднялась – одно удовольствие! После такого удовольствия всем хотелось тишины, покоя и горячего ужина. Но на то он и северный мыс, чтобы мы почувствовали себя на севере. Для начала нас встретил непрерывный и очень сильный ветер, так что костер пришлось оградить настоящим забором, в противном случае огонь горел бы не вверх, а в бок. Попыток поиграть в бадминтон даже не производилось. И причесываться все перестали (бесполезно). Зато мокрые вещи быстро сохли.

На севере Хачина мы задержались аж на три дня. Дело в том, что с этим местом связано очень много плановых мероприятий: баня, шашлыки из свежеубиенного барана («что ж вы плачете, святые, отпущенья не просил я»), экскурсия к фермерам в деревню Волоховщину и на Белое северное озеро. Баранов взяли двух, поскольку нас много, голодных таких.

И были у нас не только шашлыки, но еще и зервак. С этим блюдом многие из нас познакомились впервые, и все благодаря Александру Савельеву – туристу с огромным стажем и опытом действительно экстремальных походов. Саша прославился в нашем походе не только как хороший товарищ и изысканный кулинар, но и как рассказчик удивительных историй и исполнитель песни «Дует, дует ветерок».

Уходили с северного мыса при хорошей погоде и устойчивом попутном ветре (оказывается, у нас такое бывает!). Лодки шли гораздо веселее, чем на предыдущую стоянку. А мой байдарочный экипаж (я и девочка Стася) вообще погрузился в халяву: мы сделали парус из моего дождевика и половину пути прошли под парусом.

К вечеру пришли на большую поляну в сосновом бору возле Копанки. Нам сильно повезло, так как это шикарнейшее место обычно занято, а сейчас оказалось свободно. Великолепный пейзаж, оборудованная стоянка, холмы, стадион в глубине леса. Вечером на этом стадионе Михаил Новиков организовал большой концерт. Олег сложил огромный костер наподобие сибирского очага, который горел до позднего утра. Была установлена аппаратура (ну, такие прибамбасы, как микрофоны, усилители). Со всех близлежащих стоянок подтянулись зрители, которых часам к одиннадцати уже можно было назвать многочисленными. Кроме Миши Новикова, в концерте также принимали участие новгородские барды. Они  жили недалеко от нас в стационарном палаточном лагере на Белом озере и согласились поучаствовать в мероприятии. Все получилось просто отлично. «Народные гулянья» не утихали до рассвета.

Последний день похода. Сначала тихо, потом громче стали звучать разговоры о работе, о политике, о родном городе, в конце концов (у кого – Москва, у кого – Питер, у кого – Ханты-Мансийск, до которого еще рулить и рулить 3 тысячи километров).

Перед уходом на базу мы устроили прощальный спектакль с играми, сценками, стихами собственного  сочинения на заданную (походную, естественно) тему.

Погода улыбалась на прощанье, светило солнце, ветер совсем утих. Но  все-таки ночь на базе прошла под дождем.  А кого этим напугаешь? Нашлись, конечно, те, кто забился в палатку и начал грезить о скором возвращении в цивилизацию. Настоящие же бойцы собрались в той самой беседке, зажгли свечи, достали все, что можно съесть,  выпить и на чем можно поиграть (в смысле, не зеленое сукно, а гитару).

Утром прощались у автобуса. Пришел Миша, и мы в крайний раз спели песню о Селигере.

А на следующий день для всех началась другая жизнь. Туристы уехали домой, а мы приготовились к тому, чтобы снова встретить, снова полюбить и через две недели снова со слезами на глазах проводить очередную команду.  Такая судьба у инструктора организованных водных походов… Однако же думать думы сентиментальные нам некогда. Надо готовиться к следующему походу: снаряжение в порядок привести, лодки помыть и все такое.

25 июля на нас обрушилась лавина счастья в виде 56 человек. Сразу стало ясно, что будем делиться на две группы. В группу к Олегу, Вадиму и Гали (коллектив сей един и неразделим) пошли так называемые «матрасники», желающие много и вкусно есть и при этом мало и медленно грести (в дальнейшем «перископы»). Ко мне  пошли все, кому охота лишний раз помахать веслами и западло готовить, а тем более есть (в дальнейшем «пусцы»). К моменту выхода мой флот состоял из трех байдарок и пяти лодок. Это немало народу, между прочим. Скажу сразу, что принцип разделения предложила я, и каждый турист делал свой выбор вполне осознанно. Однако «матрасники» тут же взялись доказывать, что никакие они не лентяи. Доблестная группа Олега одолела приличный километраж, побывав в Городце и на Сосницком плесе. В ближайшее время инструктор дружественного коллектива сам поведает историю странствий, я же не стану описывать то, чего не видела. Поговорим о «пусцах». Название выбрано не нами, а ими, и восходит своими корнями к названию моего биологического вида (шутка, если кто не понимает). Мой народ согласился быть «пусцами», ему было не до названий. Шла моральная подготовка к трудностям и серии разгрузочных дней. Если первое еще хоть как-то реализовалось, то о втором можно было забыть сразу. Еды с собой обнаружилось много, кулинары тоже нашлись, а голодать, как выяснилось, вообще никто не собирался. Вот странно, правда? А о сухом законе даже в начале разговор не заводился, потому что это разговор глупый.

Мы сразу поняли, что мы – КОМАНДА. Банда. Единство разнообразных противоположностей. В первый же вечер на Орловой Луке это стало очевидно. Каким образом, не известно, но это все почувствовали. Познакомились, пообщались, выпили и на следующий день в гости к «перископам» пошли уже, как одна семья. С параллельной группой, кстати, с  первого же дня установились теплые взаимоотношения, которые с наступлением светлого времени суток переросли в хороший волейбольный матч. Нас также сблизил процесс разделения продуктов, который протекал весело, сумбурно, с кучей накладок и тасканием мешков туда-сюда.

Когда дела мирские и недостойные были доведены до условного завершения, мы вдруг вспомнили, что когда-то собирались на Нилову Пустынь. Ну, для меня это дело привычное, а для кого-то… да-а-а…. Сейчас будет откровение. Нащелкают кучу «принципиально новых» фотографий   Селигера с колокольни и колокольни с Селигера.

Все так и случилось, правда, под дождем. К счастью, дождь вскоре прекратился, и назад мы возвращались уже при хорошей погоде. В пути родилась интересная традиция, очень популярная в дальнейшем – плавучие острова. Объясняю. Остров формируется из нескольких плавсредств с целью отдыха членов экипажей, их общения и совместного употребления некоего продукта.

Чем ближе становился час перехода, тем сильнее поднимался ветер. Никто, кроме инструкторов, не знал, что это значит. Впереди путь по Кравотынскому плесу, а в конце северный мыс Хачина, который в этом сезоне не спешит дарить тишину и покой. Я решила, что будем уходить огородами. Для этого нужно свернуть к Копанке и далее мимо пушки двигаться по западному берегу. Волоховщинский плес – тоже не подарок в ветреную погоду, но по большой воде там километров меньше.

Собрались быстро. Даже навели чистоту на стоянке. Вышли около 10 утра, что считается рано. Дружественный коллектив в это время еще и палатки не собрал. В общем, все идет по плану и в соответствии с основным принципом деления на группы.

Переход наш  начался весело и легко, под синим небом и ярким солнцем. Погода позволяла петь песни и останавливаться на перекур. Первые приятные трудности начались в Копанке. Действительно, трудновато грести, если в водоеме нет воды. Итак, волок. Волок – это занятие, которое может быть как приятным, так и крайне отвратительным, и зависит это исключительно от отношения к происходящему. Мой народ воспринял его хорошо и превратил толкание груженых лодок в веселый аттракцион.

Как и все дамы, я в нем участвовала только душой, но у единственных штанов пуговица  все равно оторвалась. Наградой за труды стал магазин сразу после преодоления безводных препятствий. Почему-то встреча с магазином была воспринята как сюрприз. Некоторые радовались, удивлялись и выражали мне благодарность (мне-то за что?).

Не успели встать на воду - тут снова команда на берег. А как же? Историческое место. Пушка. В войну здесь случился переломный момент - русские перешли в наступление.

А погода между тем начинала портиться. Не то чтобы собирался дождь, а вот ветер очень даже собрался. Встречный, конечно. Перед Волоховщинским плесом в крайний раз наспех организовали плавучий остров, залили горючего, кому требовалось, перекурили, кто хотел.

Дальше у  экипажей началась своя индивидуальная битва за каждый погонный метр воды. Скажем так, продвижение вперед стало несколько затруднительно. Всяк боролся со стихией, как мог. Примерно через три часа такой борьбы настал долгожданный и заслуженный момент, когда все высадились на берег. А народу на берегу, как на Черкизовском рынке! Люди, палатки, осталось только торговлю начать. Где жить, неизвестно. А ветер такой, что все ходят, держась за деревья! Мне бы пуговицу к единственным джинсам пришить, а то уже неприлично, а тут надо какие-то решения принимать. Мне помог Степаныч, инструктор из Смоленска. Он сказал, что наверху, довольно далеко от воды, есть шикарная стоянка. Там тихо, чисто, красиво и свободно. Надо только вещи дотащить. После недолгих колебаний мы так и сделали. Ушли в горы. Временно стали горцами. В принципе, не пожалели. Только далеко ходить  посуду мыть.

К вечеру подползли «перископы», в глазах каждого из которых читалась решимость остановиться здесь во что бы то ни стало.  И это понятно, ведь они только что проделали тот же путь, что и мы. Я даже не стала пробовать их переубедить, приводя аргументы типа «вам здесь будет не совсем комфортно…»,  а просто дала отмашку: «Вставайте!» И ведь приткнулись же… На следующий день Степаныч собирался освобождать стоянку, так что смысл потесниться одну ночь был.

Итак, в первый вечер на северном мысу нас случилось много. Можно было, конечно, собраться всем вместе у костра и устроить дружбу народов на Калиновом мосту, но народы банально устали. Мы, например, решили просто спокойно посидеть у своего очага. Сварили глинтвейн с черникой, закоптили рыбку, которую у нас в достаточном количестве ловит Саша – наш авторитет по вопросам рыбалки.  Миша поиграл на гитаре разную лирику.

Когда лирики стало многовато, гитару передали Виктору. Виктор выступает немного в другой манере и вообще в другом жанре, так что они с Мишей здорово друг друга дополняли. И у того, и у другого в репертуаре были и грустные, и зажигательные, и смешные вещи, но в то время как лирический герой Вити сидел на берегу, ожидая возвращения своих лаптей, без которых он не мог явиться к даме, лирический герой Михаила уже притащил любимую к себе в квартиру, где впервые задумался, на что она больше похожа – на комбайн или на напильник.

Витя интересен еще и тем, что иногда выступает в паре с сурдопереводчиком. Выглядит это весьма оригинально и пользуется неизменной популярностью.  Кстати, мне следовало сразу сказать, что Витя и Серега – это вполне сформировавшийся творческий коллектив, без которого в нашем походе было бы далеко не так прикольно. Они  добровольно и негласно взяли на себя ответственность за качественный досуг туристов в течение всего похода, за что я выражаю им благодарность с занесением в личное дело!

На другой день у нас были грандиозные планы. Сначала мы все пошли на охоту. То есть охотилась я, а остальные  охраняли меня в пути (от одиночества, естественно), а потом помогали нести добычу. Добычей стал трехмесячный поросенок, которого только что зарезали для нас волоховщинские фермеры. На Волоховщине мы повстречали представителей дружественного коллектива, которые вели себя не очень дружественно, наверное, опасаясь, что мы претендуем на их пирожки с черникой. Но им было нечего бояться, ведь сегодня мы – хищники. Какая черника? Какие пирожки?

Дома замариновали мясо, перечистили очередную порцию рыбы, сделали несколько веников и к 6-ти вечера поплыли в баню. Впервые на моей практике мужчины выразили желание ходить в парилку без женщин. Ну, это они зря. В смешанном-то коллективе обычно веселее. Хотя у нас по-любому все и всегда с этой группой получается весело. Короче, мы в  бане так оторвались, что вообще потом еле назад вернулись.

Впереди ожидалось расставание с «перископами». Они уходили на Сосницкий плес, а мы – на Березовский. Объясняю для непосвященных: это значит в совершенно разные стороны. По такому поводу состоялись великие народные гулянья, во время которых наши с Олегом народы очень устали, причем настолько, что некоторых даже пришлось донести до палатки. Но вот что интересно. В 7 утра все были, как огурцы, причем свежие. Вышли оперативно, в порядке установленной очередности: сначала группа Спиридонова, сразу следом – мы, великие «пусцы», потом рвущиеся к северу «перископы».

Погода нам досталась на этот переход отличная. Полный штиль, безоблачное небо, тепло. Километраж приличный, но мы его почти не заметили, всю дорогу расслаблялись, кто как привык. По дороге на остров Любви заскочили в магазин в Новых Ельцах, затарились всем необходимым и вскоре уже заняли самую лучшую стоянку на острове. Здесь у нас началась долгая и счастливая жизнь. Собирались задержаться на два дня, но потом остались еще на день. Понравилось. К тому же решили построить походную баню на камнях.

В первый день зажарили поросенка. Из оставшегося мяса Володя приготовил обалденный плов. Таня тоже не уставала удивлять нас своими кулинарными талантами.  Саша методично занимался рыбалкой,  остальные  же просто ходили за грибами, периодически теряясь в лесу. Жизнь вошла в очень приятное русло.

Едим, пьем, загораем, купаемся.

Я устроила стрельбы из пневматического пистолета. Участвовали все, в том числе женщины и дети.

Надо сказать, мы настолько расслабились и распустились, что даже не заметили, как одна из наших лодок сама отошла от берега и пустилась  в самостоятельное плаванье по заливу. Увидели ее уже в бинокль. Но у нас на любое происшествие одна реакция – радостный энтузиазм. Тут же сформировался специальный отряд быстрого реагирования и доставил сбежавшее плавсредство в гавань. Мы спонтанно организовали торжественную встречу героев: все собрались на берегу, Миша грянул на гитаре что-то по теме, а другой Миша вынес поднос с водкой и солеными огурцами. Короче, все мы радовались, что так удачно уплыла наша лодка, ведь такое веселье опять получилось!

Я заметила, что хорошая погода очень располагает к  праздности. К счастью, все это время наш культмассовый сектор был  на высоте. Благодаря его неослабевающему контролю группа не погрузилась в бесконечный круговорот еды – возлияний - сна.  Я как инструктор тоже не могла допустить эпидемии ожирения в самой мобильной группе, по сему мы сходили на Серебряное озеро, а на другой день (выбрала наиболее ветреную погоду!) я утащила всех в водную радиалку к Вершине Селигера.

То есть не всех. Витя, Серега и помощники во время нашего отсутствия  построили баню. Когда наша сильно уставшая от боковой волны команда доползла назад, ее ждал релакс в коктейле с драйвом. Аттракцион с баней удался на славу. В восторг пришли даже те, кто в начале сомневался в необходимости этого мероприятия.

А погода между тем испортилась. Нам переходить – а тут льет. У некоторых завелись пораженческие мысли остаться на острове Любви и переждать это ужасное ненастье. Но я предупредила, что ожидание может легко растянуться на пару недель, поэтому надо спокойно взять лодки, вылить оттуда воду, поместить на ее место мокрые вещички и плыть себе к новым берегам навстречу новым ветрам.

… Грести под проливным дождем многим даже понравилось. Мне, кстати, это давно нравится. Тут главное – не прятаться в дождевик, а то появится конденсат, и тогда станет холодно. А вот если грести на пределе возможностей, то вода с неба воспринимается  как благо. Ну и горючее, конечно. Правда, у всех нас оно как-то одновременно закончилось. Заплыли в камыши, дождались кворума и в конце концов пустили по кругу чарку напитка, разведенного забортной водой.

Переход получился трудный, но интересный. Дождь, ветер, волны. Я бы сказала, что было весело. И в принципе говорю это. Но вот ставить под дождем лагерь, разводить костер, готовить… Что ж, мы справились и с этим.

Кстати, это наша последняя стоянка. Стоим недалеко от Белого южного озера, напротив деревни Неприе (с магазином). Место очень красивое, высоко над водой. Сосны кругом. Грибы вот тоже следом подтянулись. Эффект от вышеперечисленного усилила наладившаяся погода. Можно снова лезть купаться. Но сначала – за грибами. Пошли всем табором вокруг Белого озера. Ходили – бродили долго, в результате принесли некоторое количество урожая, достойное упоминания.

А! Ну, конечно же и на святой родник заглянули.

А вечером «перископы» заявились! Ага! Вчера непогоду пережидали! Да ладно, чего там. Привет дружественному коллективу!

В последний день, перед прощальным вечером, каждый делал что хотел. Кто-то кучу грибов притащил, кто-то осваивал греблю на байдарке, некоторые устроили веселье  на пляже у магазина. Всяк отдыхал, как умел и как хотел.

Выпускной вечер устроили под тентом, потому что пошел дождь (давно не было). Подготовка к мероприятию была всесторонняя: продовольственная, горячительная, творческая. Здесь опять же говорю спасибо Мише Новикову и Вите с Серегой. Миша «зажигал» как никогда, что мы его просто не могли узнать. Мужики исполнили песню собственного сочинения, посвященную нашему походу.

Потом Витя и Серега объявили начало торжественной части  - ритуального сожжения вещей, отдавших свою жизнь во благо хозяина или окружающих его людей. Витя показал пример, предав огню часть своего гардероба. После него выступил Серега и произнес такую речь, что все просто чуть не умерли.

В огонь один за другим отправлялись разные предметы, каждый из которых удостоился устного некролога.  Потом настала моя очередь кремировать  шмотки. Из таковых у меня нашлись только одни штаны, зато геройски погибшие во благо, тепло и сухость народа, когда я закрепляла высоко на дереве тент и зацепилась за гвоздь. Следом за мной к костру начали подходить те, у кого действительно сохранилось что-то очень старое и рваное. А потом те, у кого ничего такого не сохранилось, но очень захотелось что-нибудь сжечь. А потом начался беспредел. Под общий хохот и вопли «Сожги это, сожги!» в костер полетело буквально все. Когда кидать в огонь стало нечего, мы пошли в гости «к перископам» в надежде запалить что-нибудь у них. Однако они хорошо подготовились, а именно написали для нас стихи и нажарили пончиков. Справедливости ради, мы тоже исполнили для них песню собственного сочинения. А потом, в знак единства наших противоположностей, все, кто знает слова, дружно грянули  любимую «Оральную» и  «Ботик».

Далее ночь протекала для каждого по-своему. Кто-то ушел спать, другие остались у костра, какая-то группа людей  бродила по лесу и до рассвета все не могла успокоиться – то меня искали (в то время как меня почти нигде не было), то палатки снимали с колышков, чтобы спящие в них не  скучали, то снова отчаянно принимались петь «Ботик». Ночной лес наполнился жизнью. В нем то и дело попадались люди в самых неожиданных сочетаниях. И вообще все происходящее напоминало «Сон в летнюю ночь» или даже «Декамерон».

С наступлением светлого времени суток все встало на свои места и каждый занялся своим делом. А дело теперь у всех было одно – срочно собирать вещи и – по матрешкам!

Дружественный коллектив на этот раз «отскочил» раньше нас.  Респект, респект…  Мы же собирались и плыли не торопясь.  Наверное, уезжать никому не хотелось.

На базе  - как обычно.

Привычные действия: сдаем лодки, снаряжение, провожаем туристов до автобуса. Но мне не по себе, мне странно.  Мне почему-то трудно поверить в происходящее. Я как будто прощаюсь с ними ненадолго. Или мы вообще играем…  Автобус. Рижская трасса. МКАД МКАД МКАД МКАД МКАД МКАД. Москва. Как призрачно все это…   Кажется, что реальность - другая. Я. На Селигере. С этой командой.

Но я знаю, что это не так.

Такая судьба у инструктора организованных водных походов… Однако же думать думы сентиментальные нам некогда. Готовимся к новому сезону. УРА!