Селигерская фалеристика и не только

Олег Озеров

12.06.2021

 

Вот уже более 20 лет мы занимаемся водными походами по Селигеру, на сегодня их успешно проведено уже более 60, круг наших друзей-знакомых селигерских туристов уже очень широк - это более 1000 человек! И я задумался о символике нашего дела. Действительно, у таких знатоков и патриотов Селигерского края, каковыми мы себя позиционируем, есть все, что нужно по технике: байдарки-палатки-бензопилы-генераторы-костровое-кухонное..., да и автотранспортная техника, чтобы возить все это добро.

Но, видимо, пришла пора задуматься о художественных ценностях, арт-объектах (фенечках) по селигерской походной теме. А то у нас практически ничего такого нет, кроме нескольких безделушек, купленных на базаре у Ниловой Пустыни, да и со своей собственной символикой у нас дело не продвинуто. И вообще, в зрелом возрасте приходит стремление к культуре и истории, особенно в тех областях, которым отдал много времени и сил.

Озаботившись этим, в первую очередь, я обратил внимание на значки и стал, таким образом, фалеристом (так называются коллекционеры значков). Селигерские значки, возможно за редкими и неизвестными мне пока исключениями, были выпущены еще в СССР на волне подъема селигерского туризма. И вот что получилось найти (в основном, при помощи сайта-аукциона "Мешок" www.meshok.net ):

 

   

С точки зрения направленности моих поисков, результаты не сильно порадовали.

Во-первых, практически не раскрыта тема селигерского водного туризма с активным способом перемещения - звучит, может быть, несколько занудно, но это точная формулировка области нашей многолетней деятельности, и я хотел найти отражение этого в селигерской символике. Исключение здесь - значок "Турбаза Селигер" (1), но он как-то простоват и не о чем - "Селигер" можно заменить любым другим названием ("Валдай", "Ильмень", "Ладога" и т. п.) и к Селигеру другой, кроме надписи, привязки нет.

Во-вторых, все эти значки выпущены в советское время, и на доступных сейчас селигерских значках совершенно не представлена туристическая деятельность в новой постсоветской России в течение последних 30 лет. А за это время на просторах Селигерского края много чего произошло, к сожалению, не только хорошего. В частности, все турбазы, с которых в советские времена водили водные походы, полностью прекратили деятельность собственно как турбазы, поменяли названия, исключив из них слово "турбаза", многие постепенно ветшают и разваливаются. Зато очень оживился и поднялся частный сектор, появились мини-турбазы и дома приемов, кемпинги, взрасло и окрепло 4-ое поколение селигерских инструкторов по водному туризму (по моей классификации), к которому относимся и мы, многие создали свои турклубы, сообщества, Интернет-ресурсы. В части культурных ценностей, восстановлены многие храмы и монастыри, в первую очередь - это Нило-Столобенская Пустынь, не забыты и герои Великой Отечественной - активно идут поисковые работы, восстанавливаются воинские захоронения.

В-третьих, уж очень вольно обошлись художники с селигерской географией на тех значках, где ее попытались передать (п. 6-8, в меньшей степени - п. 10):

 

   

 

 

Тут под (точнее, над) названием "Селигер" изображены еще и Верхневолжские озера (Стерж, Вселуг, Пено и Волго), из-за чего масштаб сильно уменьшился и сам Селигер показан очень искаженно и, к тому же, показан не весь, без Сосницкого и Полновского плесов. Особенно досталось жемчужине Селигера - острову Хачин, который превратился в полуостров, объединившись с Коровьим. Хотя, как мне видится, даже в таком масштабе, при должном старании, географию края можно было передать правдивее, ближе к тому, как это показано на нижнем изображении.

Финальным штрихом неприглядной картины является символическое изображение истока Волги, особенно на первом значке. Ну кто додумался его так изобразить?! Знаете, чего там не хватает? Букв "М" и "Ж" над белыми дверями! Кстати, похоже кто-то пытался их нацарапать (только сейчас заметил).

Ну да ладно, как говорится: хочешь, чтобы все было сделано хорошо - делай сам. Вот я и занялся творчеством - для начала изучил множество значков, преимущественно, туристических различных регионов России и гербов городов, потом ознакомился с требованиями к литым/штампованным значкам, покрытым эмалью (от компании "МКзнак" www.mkznak.ru ), и вот что у меня вышло после пары недель творческого труда по вечерам:

Я преследовал цель максимально полно, точно и гармонично совместить все аспекты, которыми так благодатен Селигерский край, по крайней мере для меня и близких мне людей - это и природа, и атмосфера туристического похода, и культура, история...

Проект предельно точно воспроизводит географию наиболее востребованной туристами центральной части Селигера, как это только возможно с учетом принятых ограничений на дизайн макета значка. Если все получится как задумано, то вооружившись лупой, по этому значку можно будет ходить в водные походы (как по пачке "Беломора" в известном анекдоте).

А еще проект значка содержит массу символов и указаний на географические объекты:

1

Дом отдыха "Хатинь-Бор", бывшая турбаза "Хатинь-бор", от которой организовывались водные походы по Селигеру в 1980-2010-х годах, расцвет турбазы пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х годов, что является безусловной заслугой директора базы Тамары Борисовны Коротковой (которая до этого столь же успешно работала директором турбазы "Сокол"); именно с этой базы мы начали нашу туристическую деятельность в 2000 году под руководством нашего учителя Василия Сергеевича Берляева (1950-2012), мы же были последними руководителями походов, организованных от этой турбазы. К сожалению, на данный момент, база законсервирована, вся туристическая деятельность прекращена и перспективы базы, в части туризма, весьма мрачные ( рад бы ошибиться в своем мнении по этому вопросу).

Немного севернее базы расположена братская могила ВОВ 1941-1942 г.г. (номер захоронения в ВМЦ: 69-375, захоронено всего - 107, захоронено известных - 107, захоронено неизвестных - 0)*

2

Пансионат "Сокол" (пансионат с лечением "Сокол", д. Заречье), бывшая турбаза "Сокол", от которой организовывалась значительная часть водных походов по Селигеру в 1960-90-х годах.

Турбаза создана в 1962 году, а с начала 1970-х стала работать круглогодично (после постройки капитальных корпусов, кстати, значок студенческих стройотрядов "Интер ССО Селигер-70", показанный выше - 9 на первом рисунке, посвящен именно этой стройке).

3

Православный храм - Успенская церковь, построенная в современном ее виде (местное барокко) в 1768 году на месте Никольской обители, которую основали в середине XV века монахи Московского Симонова монастыря в поселении Никола-Рожок. Название обители и первая часть названия поселения связаны со св. Николаем Чудотворцем, особо почитаемым в этих местах, а вторую часть названия поселение получило по форме полуострова, на котором расположено.

http://nataturka.ru/muzey-usadba/nikolo-rozhok.html

 

4

Православный храм - Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенская церковь), п. Солнечный, о. Городомля.

5

Дом отдыха "Селигер" на о. Городомля.

6

Богородицкий Житенный женский монастырь (Богородицкий монастырь), г. Осташков.

Православный храм - Церковь Иоанна Боголова и Андрея Первозванного в Житенном монастыре (Иоанно-Андреевская церковь).

Православный храм - Собор Смоленской иконы Божией Матери в Житенном монастыре (Смоленский собор).

Мемориал ВОВ - индивидуальная могила 07.1942 г. в г. Осташков (номер захоронения в ВМЦ: 69-812/2014, захоронено всего - 1, захоронено известных - 1, захоронено неизвестных - 0)*

7

Православный храм - Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор), г. Осташков.

8

Речной вокзал г. Осташков - отсюда по Селигеру ходят экскурсионные теплоходы.

Рядом, чуть западнее, расположен мемориал ВОВ - памятник "Партизанам Осташкова" в Парке Свободы г. Осташков. Примечательно, что роль осташковских партизан в годы ВОВ неоднозначна - помимо боевых и диверсионных действий против фашистских захватчиков на занятой врагом территории, партизаны в конце 1941 года массово сжигали деревни на ничейной полосе и даже на своей территории перед линией фронта - это делалось по приказу Верховного Главнокомандующего, чтобы лишить врага теплого жилья на зиму. Определенный смысл в этом, конечно, был, но вот только партизаны немного перестарались - сожгли с десяток деревень, которые враг не занял и даже не планировал занимать (Бараново, деревни на острове Хачин и др.) И за это осташковских партизан люто возненавидели местные сельские жители, поэтому памятник партизанам был установлен только в 1958 году, хотя проект его был готов еще в 1944-ом.

9

Православный храм - Собор Вознесения Господня (Вознесенский собор), г. Осташков.

10

Мемориал ВОВ - памятник К. С. Заслонову; железнодорожный и автобусные вокзалы г. Осташков.

11

Город Осташков - столица Селигерского края. Первые упоминания о поселении датируются 1371 годом и относятся к пограничному литовскому городку Кличень, расположенному на одноименном острове и захваченному Великим княжеством Московским. По одной из версий, название Кличень (Кличен, Клично) произошло из расположения городка - это был пограничный форпост, с которого при приближении врага бросался клич.

В 1393 году Кличен был захвачен и сожжен новгородцами. По легенде, в живых остался лишь один рыбак Евсташка (Евстафий, Осташко), который перебрался на полуостров к югу и создал там поселение. Позже к нему присоединился Тимофей и, таким образом, появились две слободы - Осташковская и Тимофеевская, ставшие основой будущего города.

 

В XV—XVIII веках Кличен-Осташков был центром Кличанской волости, относившейся к Ржевскому княжеству и Ржевскому уезду. Поселение состояло из двух слобод, принадлежавших Иосифо-Волоцкому монастырю и московскому митрополиту. В 1587 году в Осташковских слободах был построен острог и посажен воевода. В Смутное время, в 1610 году поляки не смогли взять городские укрепления, но значительно опустошили окрестности. В 1651—1653 годах был построен новый острог, просуществовавший до 1676 года. Третья крепость простояла до опустошительного пожара в 1711 году и более не возобновлялась.
В 1772—1775 годах Осташковская слобода стала центром Осташковского уезда Тверской провинции Новгородского наместничества, образованного из части земель Ржевского уезда.

В 1775 году город и уезд были переданы в состав Тверского наместничества (с 1776 — Тверская губерния).

При перепланировке уездных городов в XVIII веке именно новая планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи (как в 1763 году новая регулярная планировка Твери была признана за эталонную для губернских городов).

В XIX веке Осташков считался передовым уездным городом, так как там появились одними из первых в России больница, народные и духовные училища, библиотека, театр, бульвары, воспитательный дом, училище для девиц, городской сад и духовой оркестр, мощённые булыжником улицы, добровольная общественная пожарная команда.

В 1929—1935 годах Осташков входил в состав Западной области, с 1935 по 1990 — Калининской области.
В годы Великой Отечественной войны город не был оккупирован немецко-фашистскими войсками, но до 1943 года находился в непосредственной близости от линии фронта. Снабжение фронта и города было возложено на озёрную флотилию. Корабли и город подвергались постоянным бомбардировкам со стороны люфтваффе. В октябре 1941, после захвата немцами деревни Селижарово, корабли были заведены в реку Крапивня, замаскированы и подготовлены к подрыву. Однако наступление немцев на Осташков удалось отбить. Весной 1942 во время ледохода и весеннего половодья, корабли флотилии были едва не раздавлены льдами. В ходе следующей навигации использовались маршруты, которые раньше считались несудоходными. В городе работали электростанция, госпитали, хлебозавод и мастерские. Кожевенный завод был эвакуирован в Казахстан. Все освободившиеся помещения были использованы в качестве складов. В январе 1943 года линия фронта была отведена далеко от города. К тому времени все эвакуированные предприятия вернулись в Осташков.
12 января 1965 года был воссоздан Селижаровский район.

(источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Осташков )

 

В послевоенное время город активно развивался, основными его предприятиями были кожевенный завод, молочный завод, речная флотилия и предприятия рыбной промышленности, осуществлялось рыбоводство. Численность населения города возрастала до конца 1980-х годов и достигла около 27 тыс. чел. После распада СССР в городе, как и везде, началась экономическая стагнация, основные предприятия пришли в упадок и, несмотря на развитие туристического бизнеса и ряда других предприятий в последние годы, численность населения города продолжает сокращаться и сейчас составляет около 15 тыс. чел.

Во многом из-за этого прекратилось регулярное прямое железнодорожное сообщение "Москва-Осташков".

 

Полноценную информацию о городе Осташков и прилегающих районах можно получить на https://ostashkov.ru

12

Мемориалы ВОВ - братские и индивидуальные могилы 1941-1944 г.г. на городском кладбище г. Осташков (номера захоронений в ВМЦ: 69-391/2014, 69-392/2014, 69-809/2014, 69-810/2014, захоронено всего - 3647, захоронено известных - 3448, захоронено неизвестных - 199)*

13

База отдыха "Пачково" (от этой базы организовывались водные походы по Селигеру, по крайней мере, самодеятельные?)

14

Символ на куполе Богоявленского собора в Ниловой Пустыни, изображение синтезировано на основе реальной фотографии, сделанной в одном из наших походов; интересно, что этот символ, установленный на храме, является слиянием православного креста и обобщенного символа славянских солярных (солнечных) богов, ибо остров Столбной (или Столбный), на котором находится Нилова пустынь, берет свое начало от древнего языческого столба - капища, места поклонения славянским богам.

15

База отдыха "Селигерские зори" (от этой базы организовывались водные походы по Селигеру, по крайней мере, самодеятельные?)

16

Монастырь Нило-Столобенская пустынь (Нилова Пустынь) - действующий мужской монастырь. Место это весьма известное и популярное, информация о нем хорошо представлена во множестве источников (см. в частности https://nilostolobenskaja-pustyn.ru , https://pravoslavie.ru/88990.html  , https://wikiway.com/russia/nilova-pustyn/ , https://vk.com/nilovapustyn ), я же здесь постараюсь изложить самые интересные, на мой взгляд, и некоторые малоизвестные сведения:

История монастыря восходит к бытию Нила Столобенского - монаха, родившегося в семье крестьянина в XV веке, в 1505 году принявшего постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого (Крыпецкий монастырь) близ Пскова и через 10 лет монашеской жизни, в 1515 году, удалившегося из монастыря и начавшего отшельническую подвижническую жизнь в пещере в верховье реки Серемха (Серемля, Черемха, современное название - Черемуха), где после 13 лет богоугодной жизни, после долгой молитвы, услышал в тонком сне голос, указавший ему пойти на остров Столобный и продолжить свое служение там. Остров Столобный (Столбный, Столбной и др.) назывался так потому, что на нем в древние времена был столб - языческое капище, место поклонения славянским богам. Нил переселился туда, сначала выкопал пещеру, потом построил хижину, где прожил 26 лет, приняв обет столпничества - он никогда не ложился, даже спал стоя, опираясь на укрепленные в стене крюки. Преподобный Нил почил в конце 1554 года.

В память о Ниле, в 1594 году иеромонах Герман основал монашескую обитель - так началась история Нило-Столобенской Пустыни.

Поначалу, при Германе, монастырь был крайне беден, но ситуация стала быстро меняться, когда настоятелем монастыря стал Нектарий (Теляшин). Говоря современным языком, он был очень эффективным менеджером, который сумел быстро установить нужные связи вплоть до того, что заручился поддержкой царя, и монастырь получил ругу (ежегодное денежное содержание).

Монастырь стал оказывать все большее влияние на жизнь прилегающих земель, причем не только в духовном, но и в политически-экономическом аспекте. Именно к этому периоду относится строительство канала - Копанки, разделившей остров Хачин на северную (Большой Хачин) и южную (малый Хачин) части. Этот канал был нужен для доставки продукции монастыря (рыба, мед, ягоды, травы и др.) на торговую площадку в деревне Неприе (кстати, сама деревня Неприе имеет очень древнюю и интересную историю - первые упоминания о ней датированы 1495г., а название деревни, предположительно, восходит ко временам противостояния с Великим Новгородом - "Не при!" - деревня стояла на пути новгородских набегов).

Впоследствии, особенно при Александре I, популярность и значимость монастыря продолжали возрастать. Это подтверждает тот интересный факт, что существующий архитектурный ансамбль монастыря с набережными из гранитных блоков - это проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, занявший второе место на конкурсе и реализованный по указу Императора в Нило-Столобенской Пустыни.

Благодатные времена монастыря закончились с приходом советской власти - многие священнослужители были убиты, а монастырь был разграблен. По этому поводу существует легенда: якобы перед тем, как монастырь был разграблен красноармейцами, монахи под покровом ночи вывезли и спрятали огромные ценности монастыря - пуды золота и серебра - в неком тайном месте, не найденном до сих пор. В частности, в качестве этого места называют озеро Серебряное (современное название - Трояское, входит в состав Собенских озер). Однако, с моей точки зрения, эта версия нереальна.

Ох и поглумились большевики над монастырем! Чего только тут не было - и колония для малолетних преступников, и тюрьма для польских офицеров, и овощехранилище, и какая-то база отдыха, которая прекратила свою деятельность, по-моему, ввиду непосредственной угрозы разрушения и гибели отдыхающих под обломками. Тут надо заметить, что все годы советской власти монастырь постоянно разрушался, как организовано (некоторые строения были взорваны), так и самодеятельно (то лихой красноармеец разворотит стену в надежде найти тайник с сокровищами монастыря, то колхозник кирпичей из стены повыдергает).

Здесь видится некая историческая параллель: как христианство, подчас весьма жестоко, разрушило и заменило собой язычество на месте древнего капища, так и строители новой веры - большевики - поступили с ним на этом месте. Впрочем, это сугубо мое видение -  взгляд совершенно необразованного в этом вопросе человека.

В таком, крайне плачевном, состоянии монастырь был возвращен РПЦ в 1990-ом году и с этого момента началась новая история монастыря. В 1991-92 годах его активно восстанавливали патриоты-энтузиасты, большую роль в этом деле сыграл Роман Фомин - мой друг детства, одноклассник, благодаря которому я заинтересовался Селигером.

Затем монастырь продолжил свое восстановление, он снова стал популярен у сильных мира сего, сблизился с властями - вот уже и Президент Путин на Крещение окунулся в купель Ниловой Пустыни, а рядом с ней, у деревни Светлица, несколько лет подряд организовывался летний лагерь "Наших".

В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен, даже часы на колокольне теперь стали действительно часами и показывают время - до недавнего времени это был просто циферблат с изображением стрелок в положении "11:45". Прекрасны восстановленные золотые купола Богоявленского собора! Кстати, на самом деле они не золотые и не позолоченные - купола сделаны из металлических ромбообразных пластин, покрытых нитридом титана - такие купола очень долговечны и не тускнеют со временем.

Монастырь ведет активную хозяйственную деятельность - можно сказать, бизнес, очень осовременился, на территории монастыря есть даже вертолетные площадки.

Монастырь имеет несколько подворий, в том числе, в Торжке. В монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня, пасека, недавно разбили виноградник и начали производство монастырского вина, в монастыре есть своя ювелирная мастерская - это возрожденный промысел. Монастырь ведет торговлю своей продукцией как на своей территории, так и на православных ярмарках, в том числе, в Москве. В монастыре работает гостиница для паломников.

Вместе с тем, и это по-моему очень важно, монастырь открыт для всех, реально помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, - принимает трудников, дает им кров и пищу, а в трапезной монастыря любой может бесплатно отобедать.

 

Православный храм - Собор Богоявления Господня в Ниловой Пустыни (Богоявленский собор), начало постройки - 1671 год, окончание отделки - 1833 год.

Храм Иоанна Предтечи в Ниловой Пустыни.

Православный храм - Церковь Всех Святых в Ниловой Пустыни.

Православный храм - Церковь Петра и Павла в Ниловой пустыни (Петропавловская церковь).

Музей наследия преподобного Нила.

Церковь Нила Столобенского.

Православный храм - Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Ниловой Пустыни (Крестовоздвиженская церковь), построена в 1780-х годах в стиле екатерининского барокко.

Чуть севернее, в д. Светлица, мемориал ВОВ - братская могила 1941-1944 г.г. (номер захоронения в ВМЦ: 69-399/2014, захоронено всего - 123, захоронено известных - 119, захоронено неизвестных - 4)*

17

Пансионат МТИЛП (от этой базы организовывались водные походы по Селигеру, по крайней мере, самодеятельные?)

18

Православный храм - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кравотыни (Введенская церковь), д. Кравотынь.

Кравотынь - историческое село, первые упоминания о котором датируются 1478 г. По наиболее распространенной версии, название связано с казнью местных жителей татаро-монголами - они отрубали им головы и насаживали их на забор - "кровавый тын"

19

Деревня Волоховщина - столица острова Хачин, практически единственная из 5 деревень острова, где круглогодично живут люди и ведется хозяйственная деятельность, в настоящее время бурно развивается туристический бизнес (см. в частности http://khachin.ru )

20

Деревня Заплавье (в XIX веке - Заплавка), памятник каменного и деревянного зодчества, рыбацкая столица Селигера - прилегающие водные пространства славятся отменной рыбалкой, а в самой деревне живут рыбаки-мастера, здесь проводятся рыболовные фестивали и соревнования; в деревне расположена частная мини-турбаза с кемпингом "Заплавье у Михаила" Михаила Торчинского - нашего давнего друга и соратника в деле селигерского туризма.

http://seliger.3dn.ru/publ/stati/derevnja_zaplave/17-1-0-202

21

Фигура из математической компьютерной программы "Life", обладающая свойством движения - символ, отражающий стремление к активному отдыху в современном мире цифровых компьютерных технологий, является главным символом нашего сайта www.slgtour.ru

22

Символическое изображение летящего орла, олицетворяющее богатую селигерскую природу; изображение синтезировано на основе реальной фотографии из наших походов (автор: Юлия Ягудина), сделанной в этих местах.

23

Православный храм - Церковь Троицы Живоначальной в Переволоках (Троицкая церковь). 

Чуть севернее, на перешейке полуострова, с мая 1994 года по июль 2003 года стоял летний палаточный лагерь Боцмана (Пичуев Геннадий Алексеевич, 1941-2003) - нашего хорошего друга, верного товарища всех селигерских туристов.

24

Мемориал ВОВ - братская могила 1941-1943 г.г. у д. Бухвостово (номер захоронения в ВМЦ: 69-376/2014, захоронено всего - 102, захоронено известных - 102, захоронено неизвестных - 0)*

25

Гостиница "Селигер Палас Отель" (д. Новые Ельцы), бывшая турбаза "Селигер", созданная в 1946 году на основе палаточного лагеря, от которой преимущественно организовывались водные туристические походы по Селигеру и Верхневолжским озерам в 1940-1990-х годах, с 1968 года база начала круглогодичное функционирование.

В 1957 году, после окончания Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, в Новых Ельцах прошел Всемирный молодежный туристский слет. 27 стран мира прислали на Селигер свои делегации. Здесь проводились туристские соревнования, эстафеты, встречи с концертами у костров. На память о своем пребывании участники молодежного слета за один день построили беседку со знаками Всемирного фестиваля. Эта беседка существует до сих пор.

26

Символическое изображение воинского захоронения в память о воинах, павших в годы Великой Отечественной войны. Символ расположен на северном берегу западного Березовского плеса - в 1942 году в этих местах шли очень тяжелые и кровопролитные бои, когда советские воины, десантируясь с воды, освобождали эти земли от гитлеровцев. 

Вместе с сухопутными войсками отличился и речной флот - именно они обеспечили доставку и высадку десанта, в честь погибших тогда героев - капитанов судов названы туристические теплоходы "Капитан Марков" и "Капитан Хоробрых".

27

Мемориал ВОВ - братская могила 1941-1944 г.г. у д. Картунь (номер захоронения в ВМЦ: 69-389/2014, захоронено всего - 791, захоронено известных - 296, захоронено неизвестных - 495)*

28

Православный храм - Церковь Преображения Господня в Березовом Рядке (Преображенская церковь).

Чуть севернее мемориал ВОВ - могила генерала-майора И. П. Шевчука (1942 г.)

29

Мемориал ВОВ - братская могила 1941-1943 г.г. у д. Залучье (номер захоронения в ВМЦ: 69-398/2014, захоронено всего - 504, захоронено известных - 208, захоронено неизвестных - 296)*

30

Мемориал ВОВ "Пушка" - символизирует рубеж, от которого началось наступление советских войск в 1942 году и освобождение Селигерского края.

31

Загородный оздоровительный лагерь "Чайка" (в настоящее время, как я понимаю, законсервирован). История этого места очень интересна - дело в том, что именно здесь начался селигерский туризм в начале 1930-х годов. Более того, здесь была создана первая турбаза СССР (по крайней мере, в части водного туризма) - это, как сказали бы сейчас, был пилотный проект ТЭУ ВЦСПС. В составе этой турбазы в 1930-х годах была построена верфь, на которой строились различные корабли для водного туризма, а главное - парусные яхты! Таким образом, с этого места начался селигерский водный туризм и, преимущественно, как парусный. И, как я понимаю, именно поэтому ранние селигерские значки (2,3 и, возможно, 4 на первом рисунке) имеют своей основной темой парус. К сожалению, это прекрасное дело оборвала война, и впоследствии селигерский водный туризм возродился и развивался уже в других местах и в других форматах (см. выше п.п. 25, 2, 1, указано во временном порядке).

Детальная информация об этом месте доступна здесь:

https://www.chayka.org/node/9239  

http://www.barque.ru/stories/1997/tourist_fleet_on_lake_seliger_in_30s

32

Символическое изображение основного корабля наших походов - байдарки "Таймень-3" в классическом походном положении с экипажем из трех человек (один из них ребенок) и грузом; изображение синтезировано на основе реальной фотографии из наших походов.

33

Наш сайт www.slgtour.ru , посвященный водным походам по Селигеру и Верхней Волге; сайт фактически существует с 2002 года (тогда он был создан как www.slgtour.narod.ru , который активен до сих пор, основная информация на нем дублируется с www.slgtour.ru , на который мы перешли в 2010 году).

Примечания:

? у меня недостаточно информации по этому вопросу, приведенные сведения ненадежны, если у кого-то есть точная информация, обращайтесь - скорректирую статью.

* информация с сайта www.kdm69.ru/deyatelnost-iogv/napravleniya/vosstanovlenie-voinskikh-zakhoroneniy/reestr-voinskikh.php - "Комитет по делам молодежи Тверской области. Официальный сайт. Актуальная версия страницы на 28 мая 2021. Реестр воинских захоронений на территории Тверской области". 

По обобщенным данным из этого источника всего в Осташковском районе находится 56 воинских захоронений (54 - ВОВ), в которых захоронены останки 11604 воинов, из них известных - 7007, неизвестных - 4597. Эти цифры не могут оставить равнодушным! И ведь это только Осташковский район - даже не весь Селигер, а есть еще Полновский, Пеновский, Селижаровский и, конечно, Ржевский район, в одном только котором в 52 захоронениях покоятся останки 101528 наших солдат. 

Всего же по Тверской области в 795 братских и индивидуальных могилах захоронены останки 293771 человека, практически все они - солдаты Великой Отечественной войны, более четверти из них (74883 чел.) погребены как неизвестные...

Под этим впечатлением возникла идея добавить к проекту значка символ, посвященный памяти воинов Великой Отечественной войны, что и было сделано (п. 26 на схеме).

А еще есть идея, коли дело дойдет до реализации в металле, сделать значки номерными. Правда, тут есть сильные соображения как за, так и против. Единственное, в чем я уверен, эта тема и эта статья будет иметь продолжение - говоря языком нашего геополитического партнера: "to be continued"